Программа воспитания детского оздоровительного лагеря МАОУ Школа № 3

1

Оглавление
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА .............................................................................................3
Раздел I. ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ........................................4
1.1. Цель и задачи воспитания ..............................................................................................5
1.2. Методологические основы и принципы воспитательной деятельности ....................5
Воспитывающие общности (сообщества) в детском лагере: ...............................................6
1.3. Основные направления воспитания...............................................................................6
1.4. Основные традиции и уникальность воспитательной деятельности .........................7
Раздел II. СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ И ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
....................................................................................................................................................8
ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ ................................................................................................8
Модуль «Будущее России»......................................................................................................8
2.1. Модуль «Ключевые мероприятия детского лагеря» ....................................................8
2.2. Модуль «Отрядная работа» ............................................................................................9
2.3. Модуль «Коллективно-творческое дело (КТД)»..........................................................9
2.4. Модуль «Самоуправление» ..........................................................................................10
2.5. Модуль «Дополнительное образование» ....................................................................10
2.6. Модуль «Здоровый образ жизни» ...............................................................................10
2.7. Модуль «Организация предметно-эстетической среды» ..........................................11
2.8. Модуль «Профилактика и безопасность» ...................................................................11
2.9. Модуль «Работа с вожатыми» ......................................................................................12
ВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ .................................................................................................12
2.10. Модуль «Профориентация» .....................................................................................12
2.11. Модуль «Урал» ..........................................................................................................12
2.12. Модуль «Цифровая гигиена»....................................................................................13
2.13. Модуль «Работа с родителями» ...............................................................................13
2.14. Модуль «Социальное партнерство».........................................................................13
Раздел III. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ...........................14
3.1. Особенности организации воспитательной деятельности.........................................14
3.2. Анализ воспитательного процесса и результатов ......................................................14

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа воспитания детского оздоровительного лагеря «Смена
Первых» разработана на основе примерной программы воспитания для организаций
отдыха детей и их оздоровления (далее – Программа воспитания, Программа),
подготовленной ФГБОУ «Всероссийский детский центр «Смена» на основе Примерной
рабочей программы воспитания для общеобразовательных организаций, разработанной
Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Институт изучения
детства, семьи и воспитания Российской академии образования» в соответствии с
нормативно-правовыми документами.
Конституцией
Российской
Федерации
(принята
всенародным
голосованием 12.12.1993, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского
голосования 01.07.2020).
Конвенцией о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН
20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990).
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
Федеральным законом от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся».
Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации».
Федеральным законом от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в
Российской Федерации».
Приказы №№286, 287 Министерства просвещения Российской Федерации
об утверждении ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего
образования от 31 мая 2021 года.
Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от
29.05.2015 № 996-р).
Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
Планом основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства,
на период до 2027 года (утвержден распоряжением Правительства Российской
Федерации от 23.01.2021 № 122-р).
Государственной программой Российской Федерации
«Развитие образования» (утверждена Постановлением Правительства
Российской Федерации от 26. 12.2017 № 1642).
Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» (утвержден президиумом
Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам,
протокол от 24.12.2018 № 16.).
Законодательство в сфере детского отдыха Свердловской области
Закон Свердловской области от 15.07.2013 года №78-ОЗ «Об образовании в
Свердловской области».
Закон Свердловской области от 15.06.2011 №38-ОЗ"Об организации и
обеспечении отдыха и оздоровления детей в Свердловской области" С изменениями на
26.03.2019.
Постановление Правительства Свердловской области от 21.12.2021 №1484
ПП «О Концепции отдыха и оздоровления детей Свердловской области до 2020 года»
Постановление Правительства Свердловской области от 21.10. 2013 №
1262-ПП"Об утверждении государственной программы Свердловской области
"Развитие системы образования в Свердловской области до 2020 года" Приложение №7
Порядок предоставления субсидий из областного бюджета местным бюджетам в рамках

3

реализации подпрограммы 6 "Укрепление и развитие материально-технической базы
образовательных организаций Свердловской области"
- Распоряжение Правительства Свердловской области № 605-РП от 13.05.2013"Об
утверждении порядка подготовки, структуры и содержания ежегодного доклада "Об
организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей в Свердловской области
- Постановление Правительства Свердловской области от 03.08.2017 № 558-ППО
мерах по организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей в Свердловской
области
Согласно Федеральному закону от 24 июля 1998 г. № 124- ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) к
организациям отдыха детей и их оздоровления (далее – детский лагерь) относятся
организации (независимо от их организационно- правовых форм) сезонного или
круглогодичного действия, стационарного и (или) нестационарного типа, с
круглосуточным или дневным пребыванием, оказывающие услуги по организации
отдыха и оздоровления детей: организации отдыха детей и их оздоровления сезонного
или круглогодичного действия, лагеря, организованные образовательными
организациями, осуществляющими организацию отдыха и оздоровления обучающихся
в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием), детские лагеря
труда и отдыха, детские лагеря палаточного типа, детские специализированные
(профильные) лагеря, детские лагеря различной тематической направленности.
Программа является методическим документом, определяющим комплекс
основных характеристик воспитательной работы, осуществляемой в детском лагере,
разрабатывается с учетом государственной политики в области образования и
воспитания.
Программа создана с целью организации непрерывного воспитательного
процесса, основывается на единстве и преемственности с общим и дополнительным
образованием, соотносится с рабочей программой воспитания МАОУ «Школа № 3».
Программа предусматривает приобщение обучающихся к российским
традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической
группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Ценности Родины, родного края и природы лежат в основе патриотического
направления воспитания.
Ценности человека, дружбы, семьи, общества, сотрудничества лежат в основе
духовно-нравственного и социального направлений воспитания.
Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания.
Ценность здоровья лежит в основе направления физического воспитания.
Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания.
Ценности культуры и красоты лежат в основе эстетического направления
воспитания.
Программа включает три раздела: целевой; содержательный; организационный.
Приложение: примерный календарный план воспитательной работы.
Раздел I. ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ
Нормативные ценностно-целевые основы воспитания детей в детском лагере
определяются содержанием российских гражданских (базовых, общенациональных)
норм и ценностей, закреплённых в Конституции Российской Федерации.
С учетом мировоззренческого, этнического, конфессионального многообразия
российского общества, ценностно-целевые основы воспитания детей включают
духовно-нравственные ценности культуры народов России, традиционных религий
народов России.
Воспитательная деятельность в детском лагере реализуется в соответствии с
приоритетами государственной политики в сфере воспитания, зафиксированными в

4

«Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»,
государственной молодежной политики. Приоритетной задачей Российской Федерации
в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности,
разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными
знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного
общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
1.1.
Цель и задачи воспитания
Современный российский общенациональный воспитательный идеал –
высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий
судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и
будущее страны, укорененный в духовных и культурных традициях
многонационального народа Свердловской области и Российской Федерации в целом. В
соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами Российской
Федерации в сфере образования цель воспитания: создание условий для личностного
развития, самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных,
духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у
обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников
Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и
старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному
наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и
окружающей среде (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2).
Задачи воспитания определены с учетом интеллектуально-когнитивной,
эмоционально-оценочной, деятельностно-практической составляющих развития
личности:
усвоение ими знаний, норм, духовно-нравственных ценностей, традиций,
которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
развитие позитивных личностных отношений к этим нормам, ценностям,
традициям (их освоение, принятие, развития, трансляция);
приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям
социокультурного опыта поведения, общения, межличностных отношений, применения
полученных знаний и сформированных отношений на практике (опыта нравственных
поступков, социально значимых дел).
1.2.
Методологические основы и принципы воспитательной
деятельности
Методологической
основой
Программы
воспитания
являются
антропологический, культурно-исторический и системно-деятельностный подходы.
Воспитательная деятельность в детском лагере основывается на следующих
принципах:
принцип гуманистической направленности. Каждый ребенок имеет право
на признание его как человеческой личности, уважение его достоинства, защиту его
человеческих прав, свободное развитие;
принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и
смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений,
содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение;
принцип природосообразности. Интеллектуальная, психологическая и
физическая готовность к освоению социально-культурных ориентиров, их принятию и
трансляции;
принцип культуросообразности. Воспитание основывается на культуре
и традициях России, включая культурные особенности региона;

5

принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость
совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным
ценностям и их освоения;
принцип следования нравственному примеру. Пример, как метод
воспитания, позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к
открытому внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию,
обеспечить возможность выбора при построении собственной системы
ценностных
отношений,
продемонстрировать
ребенку
реальную возможность следования идеалу в жизни;
принцип безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных
интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму
безопасности и безопасного поведения;
принцип инклюзивности. Организация воспитательного процесса,
при котором все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных,
культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему
образования.

Данные принципы реализуются в укладе детского лагеря, включающем единое
социокультурное воспитательное пространство, общности, культурные практики,
совместную деятельность и определяемые ими события.
Уклад – общественный договор участников образовательных отношений,
опирающийся на базовые национальные ценности, содержащий традиции Российской
Федерации, Свердловской области и детского лагеря, задающий культуру поведения
сообществ,
описывающий
предметно-эстетическую среду,
деятельности и
социокультурный контекст.
Воспитывающая среда – это особая форма организации образовательного
процесса, реализующего цель и задачи воспитания в зоне ближайшего развития.
Воспитывающая среда определяется целью и задачами воспитания, духовнонравственными и социокультурными ценностями, нормами, образцами и практиками.
Основными характеристиками воспитывающей среды являются ее насыщенность и
структурированность.
Воспитывающие общности (сообщества) в детском лагере:
детские (одновозрастные и разновозрастные отряды). Ключевым
механизмом воспитания в детском лагере является временный детский коллектив. Чтобы
эффективно использовать воспитательный потенциал временного детского коллектива,
необходимо учитывать особенности и закономерности развития временного детского
коллектива;
детско-взрослые. Основная цель – содействие, сотворчество и
сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, наличие общих ценностей и
смыслов у всех участников. Главная детско-взрослая общность в детском лагере – «ДетиВожатый».
1.3.
Основные направления воспитания
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках
следующих направлений воспитательной работы:
гражданское воспитание, формирование российской гражданской
идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу
России как источнику власти в российском государстве и субъекту тысячелетней
Российской государственности, знание и уважение прав, свобод и обязанностей
гражданина Российской Федерации;
воспитание патриотизма, любви к своему народу и уважения к другим
народам России, формирование общероссийской культурной идентичности;
духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на основе
духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов

6

России, формирование традиционных российских семейных ценностей;
эстетическое воспитание: формирование эстетической культуры на
основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам
отечественного и мирового искусства;
экологическое воспитание: формирование экологической культуры,
ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе
российских традиционных духовных ценностей;
трудовое воспитание: воспитание уважения к труду, трудящимся,
результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность,
получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно
достойном труде в российском обществе, на достижение выдающихся результатов в
труде, профессиональной деятельности;
физическое воспитание и воспитание культуры здорового образа жизни и
безопасности: развитие физических способностей с учетом возможностей и состояния
здоровья, формирование культуры здорового образа жизни, личной и общественной
безопасности;
познавательное направление воспитания: стремление к познанию себя и
других людей, природы и общества, к знаниям, образованию. Проанализировать,
откорректировать (добавить или убавить) в соответствии с модулями Программы.
1.4.
Основные традиции и уникальность воспитательной
деятельности
Основными традициями воспитания в детском лагере являются:
совместная деятельность детей и взрослых как ведущий способ организации
воспитательной деятельности;
включение детей в процесс организации жизнедеятельности временного
детского коллектива;
создание условий, при которых для каждого ребенка предполагается роль в
совместных делах (от участника до организатора, инициатора, лидера того или иного
дела);
создание условий для приобретения детьми нового социального опыта и
освоения новых социальных ролей;
проведение общих мероприятий детского лагеря с учетом конструктивного
межличностного взаимодействия детей, их социальной активности;
формирование коллективов в рамках отрядов, кружков, секций,
установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
обмен опытом между детьми в формате «дети- детям»;
ключевой фигурой воспитания является ребенок, главную роль в
воспитательной деятельности играет педагог, реализующий по отношению к детям
защитную, личностно-развивающую, организационную, посредническую (в разрешении
конфликтов) функции.
Уникальность воспитательного процесса
кратковременности, автономности, сборности.

в

детском

лагере

заключается

в

Кратковременность – короткий период лагерной смены, характеризующийся
динамикой общения, деятельности, в процессе которой проявляются личностные
качества.
Автономность – изолированность ребенка от привычного социального
окружения, отсутствие «дневника», вызова родителей – все это способствует созданию
обстановки доверительности.
Сборность – предполагает объединение детей с разным социальным опытом и
разным уровнем знаний, не скованных «оценками» прежнего окружения, каждый
ребенок имеет возможность «начать все сначала».

7

Раздел II. СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ И ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Достижение цели и решение задач воспитания осуществляется в рамках всех
направлений деятельности детского лагеря. Содержание, виды и формы воспитательной
деятельности представлены в соответствующих модулях.
Реализация конкретных форм воспитательной работы воплощается в
Календарном плане воспитательной работы (Приложение), утверждаемом ежегодно на
предстоящий год с учетом направлений воспитательной работы, установленных в
настоящей Программе воспитания.
ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ
Модуль «Будущее России»
Направлен на формирование сопричастности к истории, географии Российской
Федерации, ее этнокультурному, географическому разнообразию, формирование
национальной идентичности.
Деятельность реализуется по направлениям:
Дни единых действий, проводятся по единым федеральным методическим
рекомендациям и материалам:
5 июня – День эколога;
6 июня - День русского языка;
7 июня – Всемирный день бега;
9 июня – День друзей;
12 июня - День России;
22 июня - День памяти и скорби;
Участие во всероссийских мероприятиях и акциях, посвященных значимым
отечественным и международным событиям.
Акция «Память» Парк Победы
День России.
Взаимодействие с общественными организациями Российской Федерации,
региона, области.
Орлята России
РДДМ Движение первых
Формирование межкультурных компетенций.
Конкурсная программа «По странам и континентам»
День русского языка.
День Урала
2.1.
Модуль «Ключевые мероприятия детского лагеря»
Ключевые мероприятия – это главные традиционные мероприятия детского
лагеря, в которых принимает участие большая часть детей.
Реализация воспитательного потенциала ключевых мероприятий детского лагеря
предусматривает:
Торжественное открытие и закрытие смены.
Торжественная церемония подъема Государственного флага Российской
Федерации (в начале каждой недели);
Тематические дни. Каждый день смены имеет свою тему, все мероприятия
дня подчинены данной теме.
тематические и спортивные праздники, творческие фестивали;
мероприятия, посвящённые Году семьи
мероприятия, направленные на развитие цифровой гигиены.

8

2.2.
Модуль «Отрядная работа»
Вожатый организует групповую и индивидуальную работу с детьми вверенного
ему временного детского коллектива – отряда. Временный детский коллектив или отряд
– это группа детей, объединенных для организации их жизнедеятельности в условиях
детского лагеря.
Для эффективного использования воспитательного потенциала отрядной работы
необходимо учитывать особенности временного детского коллектива:
коллектив функционирует в течение короткого промежутка времени;
коллектив объединяет детей, которые могли быть не были знакомы ранее;
коллективная деятельность. Участники коллектива вовлечены в
совместную деятельность;
завершенность развития коллектива: полный цикл от формирования до
завершения функционирования.
Отрядная работа строится с учетом закономерности развития временного детского
коллектива (качества межличностных отношений) и логики развития лагерной смены.

Реализация воспитательного потенциала отрядной работы предусматривает:
планирование и проведение отрядной деятельности;
поддержку активной позиции каждого ребенка, предоставления им
возможности обсуждения и принятия решений, создания благоприятной среды для
общения; доверительное общение и поддержку детей в решении проблем, конфликтных
ситуаций;
организацию интересных и полезных для личностного развития ребенка
совместных дел, позволяющих вовлекать в них детей с разными потребностями, давать
им возможности для самореализации, устанавливать и укреплять доверительные
отношения, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения;
вовлечение каждого ребенка в отрядные дела и общелагерные мероприятия в разных
ролях: сценаристов, постановщиков, исполнителей, корреспондентов и редакторов,
ведущих, декораторов и т.д.;
формирование и сплочение отряда (временного детского коллектив) через
игры, тренинги на сплочение и командообразование, огонек знакомства, визитки;
предъявление единых педагогических требований по выполнению режима и
распорядка дня, по самообслуживанию, дисциплине и поведению, санитарногигиенических требований;
принятие совместно с детьми законов и правил отряда, которым они будут
следовать в детском лагере, а также символов, названия, девиза, эмблемы, песни,
которые подчеркнут принадлежность именно к этому конкретному коллективу;
диагностику интересов, склонностей, ценностных ориентаций, выявление
лидеров, аутсайдеров через наблюдение, игры;
аналитическую работу с детьми: анализ дня, анализ ситуации, мероприятия,
анализ смены, результатов;
поддержка детских инициатив и детского самоуправления;
огонек (отрядная «свеча»): огонек знакомства, огонек оргпериода, огонек –
анализ дня, огонек прощания, тематический огонек. Специфическая форма общения
детей и взрослых, представляющая собой коллективное обсуждение отрядом и
педагогами прожитого дня, анализ проведенных акций и складывающихся в отряде
взаимоотношений. Огонек – это камерное общение, сугубо отрядная форма работы.
2.3.
Модуль «Коллективно-творческое дело (КТД)»
КТД как особый тип формы воспитательной работы, как социальная деятельность
детской группы, направленная на создание нового продукта (творческого продукта)
разработаны и названы так И. П. Ивановым. Основу данной методики составляет такая
организация активностей детского коллектива, которая предполагает участие каждого во

9

всех этапах организации деятельности от планирования до анализа.
Это форма организации деятельности группы детей, направленная на
взаимодействие в коллективе, реализацию и развитие способностей ребенка, получение
новых навыков и умений, при которой вожатые действуют как старшие помощники и
наставники детей. КТД могут быть отрядными и общелагерными.
Различаются следующие виды КТД по направленности деятельности: трудовые,
познавательные, художественные, экологические, досуговые, спортивные. Каждый вид
коллективного творческого дела обогащает личность конкретным видом общественно ценного
опыта.

2.4.
Модуль «Самоуправление»
Реализация воспитательного потенциала системы детского самоуправления
направлена на формирование детско-взрослой общности, основанной на партнерстве
детей и взрослых по организации совместной деятельности, предполагает реализацию
детской активности и направлена на развитие коммуникативной культуры детей,
инициативности и ответственности, развитие навыков общения и сотрудничества,
поддержку творческой самореализации детей.
Самоуправление формируется с первых дней смены, то есть в организационный
период.
На уровне отряда: через деятельность лидеров, выбранных по инициативе и
предложениям членов отряда (командиров, физоргов, культорг и др.), представляющих
интересы отряда в общих делах детского лагеря, при взаимодействии с администрацией
детского лагеря. Традиционным в лагере является применение метода чередования
творческих поручений (ЧТП).
На уровне детского лагеря: самоуправление в детском лагере может
складываться из деятельности временных и постоянных органов. К временным органам
самоуправления относятся: работа творческих и инициативных групп, работа
лидерского отряда.
2.5.
Модуль «Дополнительное образование»
Дополнительное образование детей в детском лагере является одним из основных
видов деятельности и реализуется через деятельность кружковых объединений, секций,
клубов по интересам, студий, дополняющих программы смен в условиях детского лагеря.
В рамках следующих направленностей: художественная, туристско-краевелческая,
физкультурно-спортивная.
Реализация воспитательного потенциала дополнительного образования
предполагает:
приобретение новых знаний, умений, навыков в отличной от учебной
деятельности, форме;
развитие и реализация познавательного интереса;
вовлечение детей в интересную и полезную для них деятельность, которая
предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые
знания, развить в себе важные для своего личностного развития, социально значимые
отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;

-

развитие творческих способностей обучающихся.

2.6.
Модуль «Здоровый образ жизни»
Модуль предполагает восстановление физического, психического и социального
здоровья в благоприятных природных и социокультурных условиях, освоение способов
укрепление здоровья, формирование ценностного отношения к собственному здоровью,
и т.п.
Основными составляющими здорового образа жизни являются: оптимальный
уровень двигательной активности, рациональное питание, соблюдение режима дня,

10

личная гигиена, соблюдение правил поведения, позволяющих избежать травм и других
повреждений.
Система мероприятий в детском лагере, направленных на воспитание
ответственного отношения у детей к своему здоровью и здоровью окружающих,
включает:
физкультурно-спортивных
мероприятия:
зарядка,
спортивные
соревнования, эстафеты, спортивные часы;
спортивно-оздоровительные события и мероприятия на свежем воздухе;
просветительские беседы, направленные на профилактику вредных
привычек и привлечение интереса детей к занятиям физкультурой;
2.7.
Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда детского лагеря обогащает его
внутренний мир, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает
атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые
ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком детского лагеря
Реализация воспитательного потенциала предметно- эстетической среды
предусматривает:
тематическое оформление интерьера помещений детского лагеря
(коридоров, рекреаций, игровых комнат);
оформление территории детского лагеря, оборудование отрядных мест,
спортивных и игровых площадок,
оформление отрядных уголков, позволяющее детям проявить свои
фантазию и творческие способности. Отрядный уголок – форма отражения
жизнедеятельности отряда,
одновременно, вызывающая
отрядного уголка принимает
вдохновителем;
событийный

постоянно действующая, информирующая и воспитывающая
интерес и стимулирующая активность детей. В оформлении
участие весь отряд, вожатый является организатором и идейным

дизайн: оформление пространства проведения событий
(праздников, конкурсов, церемоний, КТД, отрядных дел и т.п.);
оформление образовательной, досуговой и спортивной инфраструктуры (в
том числе – временное);
совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой
лагерной и отрядной символики / атрибутики (эмблема, логотип);
регулярная организация и проведение с детьми акций и проектов по
благоустройству участков территории детского лагеря (уход за клумбами, создание
инсталляций);
акцентирование внимания детей посредством элементов предметноэстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях
детского лагеря, его традициях, правилах;
звуковое пространство в детском лагере – использование музыкального

оформления мероприятий, исполнение гимна России;
«место новостей» – оформленный стенды в рекреации второго этажа,
содержащий в доступной, привлекательной форме новостную информацию позитивного
гражданско-патриотического, духовно нравственного содержания, поздравления, афиши и т.п.;

размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ детей,
демонстрирующих их способности, знакомящих с работами друг друга, фотоотчетов об
интересных событиях детском лагере.
2.8.
Модуль «Профилактика и безопасность»
Профилактика и безопасность – профилактика девиантного поведения, конфликтов,
создание условий для успешного формирования и развития личностных ресурсов,
способствующих преодолению различных трудных жизненных ситуаций и влияющих на

11

повышение устойчивости к неблагоприятным факторам;
Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях
формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в детском лагере
предусматривает:
физическую, психологическую и социальную безопасность ребенка;
целенаправленную работу всего педагогического коллектива по созданию в
детском лагере эффективной профилактической среды обеспечения
жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности;

безопасности

разработку и реализацию разных форм профилактических воспитательных
мероприятий: безопасность в цифровой среде, вовлечение в деструктивные группы в
социальных сетях, деструктивные молодежные, религиозные объединения, культы,
субкультуры, безопасность дорожного движения, противопожарная безопасность,
гражданская оборона, антитеррористическая, антиэкстремистская безопасность и т.д.;
организацию превентивной работы со сценариями развития социально
одобряемого поведения, развитие у обучающихся навыков саморефлексии, самоконтроля,
устойчивости к негативному воздействию, групповому давлению;
поддержку инициатив детей, педагогов в сфере укрепления безопасности
жизнедеятельности в детском лагере, профилактики правонарушений, девиаций,
организация деятельности, альтернативной девиантному поведению: познание,
испытание себя (походы, спорт), значимое общение, творчество, деятельность
-

2.9.
Модуль «Работа с вожатыми»
Важными участниками системы детско-взрослой воспитывающей среды являются
вожатые (студенты Камышловского педагогического колледжа). От их компетентности,
профессиональной готовности, увлеченности зависит, насколько дети смогут раскрыть свой
потенциал, осознать себя частью сообщества детского лагеря. Детский лагерь для ребенка
начинается с вожатого, раскрывается через вожатого, ассоциируется с вожатым. Все нормы
и ценности актуализируются ребенком, в том числе через личность вожатого
ВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ
2.10.
Модуль «Профориентация»
Воспитательная деятельность по направлению«профориентация» включает в себя
профессиональное просвещение; диагностику и консультирование по проблемам
профориентации, организацию профессиональных проб. Задача совместной деятельности
педагогических работников и детей – подготовить ребенка к осознанному выбору своей
будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые
проблемные ситуации, формирующие готовность ребенка к выбору, педагог
актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в
постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и
внепрофессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется
через:
профориентационные игры: симуляции, квесты, расширяющие знания детей
о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или
иной интересной детям профессиональной деятельности;
экскурсии на предприятия, дающие ребятам начальные представления о
существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;

2.11.
Модуль «Урал»
Организация для детей экскурсий, походов и реализация их воспитательного
потенциала. Экскурсии, походы помогают ребятам расширить свой кругозор, получить
новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться
уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально

12

одобряемого поведения в различных ситуациях. С этой целью для детей организуются
туристские походы, тематические экскурсии: профориентационные экскурсии,
экскурсии по памятным местам и местам боевой славы, в музей, и др.
На экскурсиях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у
детей самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков
самообслуживающего труда, обучения рациональному использованию своего времени,
сил, имущества.
2.12.
Модуль «Цифровая гигиена»
. Модуль предусматривает деятельность (мероприятия), направленные на
формирование у подростков осмысленного критического отношения к пользованию
цифровым пространством и соблюдению в нем гигиены, в т.ч. – коммуникативной.
Отдельными направлениями предполагается ознакомление с проблемами кибербуллинга,
кибермошеничества, феноменом цифрового следа, возможностями самопрезентации и
ответственности в сети.
2.13.
Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями осуществляется в рамках
следующих видов и форм деятельности.
На индивидуальном уровне:
работа специалистов по запросу родителей для решения острых
конфликтных ситуаций;
индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных
усилий педагогов и родителей.
На групповом уровне:
информирование родителей на интернет-сайте школы о проводимых
мероприятиях, интересующих родителей вопросах, а также осуществляются
виртуальные консультации психологов и педагогов.
2.14. Модуль «Социальное партнерство»
Взаимодействие с образовательными организациями, организациями культуры и
спорта, а именно:
МАУДО «Камышловская детская школа искусств № 1»
МАУДО «Дом детского творчества»;
МБУК Камышловская централизованная библиотечная система;
Детская библиотека имени П.П. Бажова;
ЦКиД;
Дворовый клуб «Бригантина»;
Центр развития физической культуры, спорта и патриотического воспитания,
городской стадион.
Реализация
воспитательного
потенциала
социального
партнерства
предусматривает:
участие представителей организаций-партнеров, в том числе в соответствии
с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей
программы воспитания и календарного плана воспитательной работы;
проведение на базе организаций-партнеров экскурсий, встреч, концертов,
киносеансов воспитательной направленности при соблюдении требований
законодательства Российской Федерации и Свердловской области;

13

Раздел III. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1.
Особенности организации воспитательной деятельности
Программа
воспитания
реализуется
посредством
формирования
социокультурного пространства при соблюдении условий создания уклада,
отражающего
готовность
всех
участников
воспитательных
отношений
руководствоваться едиными принципами и регулярно воспроизводить наиболее ценные
социально значимые виды совместной деятельности.
Детский лагерь – особая организация воспитательных отношений, при которой
создаются условия для обеспечения воспитывающей развивающей, эмоциональнопривлекательной деятельности детей, удовлетворения потребности в новизне
впечатлений,
творческой
самореализации,
общении
и
самодеятельности.
Кратковременный характер пребывания, новое социальное окружение, временный
разрыв прежних связей, позитивная окраска совместной деятельности со сверстниками,
постоянная поддержка взрослых и др. создают условия для осуществления
воспитательной деятельности и актуализации самовоспитания.
Воспитательный потенциал детского лагеря обладает рядом преимуществ по
сравнению с другими образовательными организациями:
добровольность в выборе деятельности и формы ее реализации в детском
демократическом сообществе, самостоятельность и активность ребенка в выборе
содержания и результативности деятельности;
творческий характер деятельности;
отсутствие обязательной оценки результативности деятельности ребенка,
официального статуса;

опыт неформального сотрудничества с детьми и взрослыми; опыт
жизнедеятельности и общения в формируемых коллективах, где может успешно
проходить самоактуализация личности.
Воспитательный потенциал детского лагеря позволяет осуществлять воспитание
через проектирование, конструирование индивидуальной среды пребывания в условиях
временного детского объединения – социальной микросреды, в которой протекает
жизнедеятельность детей в условиях детского лагеря.
3.2.
Анализ воспитательного процесса и результатов
воспитания
Основным предметом анализа, организуемого в детском лагере воспитательного
процесса является воспитательная работа.
Объектом анализа являются воспитательные мероприятия и результаты
воспитательной работы.
Основным методом анализа воспитательного процесса в детском лагере является
самоанализ воспитательной работы, который проводится каждую смену с целью
выявления основных проблем и последующего их решения, совершенствования
воспитательной работы в детском лагере.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ
воспитательной работы в детском лагере, являются:
принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к
педагогам, реализующим воспитательный процесс;
принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания,
ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а
качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и
отношений между детьми и взрослыми;

-

принцип

развивающего

характера

14

осуществляемого

анализа,

ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования
воспитательной деятельности педагогических работников: грамотной постановки ими
цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы,
адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности.
Основные направления анализа воспитательного процесса
1.
Результаты воспитания, социализации и саморазвития детей. Критерием,
на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного
развития детей в отряде за смену. Главный инструмент – педагогическое наблюдение.
Важную роль играет аналитическая работа с детьми, которая помогает им оценить и
понять приобретенный в лагере опыт, зафиксировать изменения, наметить дальнейшие
планы по саморазвитию (рефлексия).
Состояние организуемой в детском лагере совместной деятельности детей и
взрослых. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в
детском лагере интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной
деятельности детей и взрослых. Внимание сосредотачивается на вопросах, связанных с
качеством. Методы анализа, которые могут использоваться детским лагерем при

проведении самоанализа организуемой воспитательной работы:
социологические: опрос участников образовательных отношений,
экспертный анализ, анализ документов.
педагогические: собеседование, педагогическое наблюдение, игровые
методы, аналитическая работа с детьми, метод самооценки. Итогом самоанализа
организуемой в детском лагере воспитательной работы является перечень выявленных
проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу.

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».